Инклюзивное образование

Что такое инклюзивное образование?

Организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах. Образовательный процесс в этих школах выстроен с учетом индивидуальных потребностей и особенностей развития.

Система инклюзивного образования ГБОУ "Школа Глория" ставит перед собой задачу максимальной социальной и учебной адаптации детей с особыми возможностями здоровья. Важно найти, понять и помочь реализовать потенциал, скрытый в каждом учащемся, вселить уверенность, оптимизм и желание двигаться вперед.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:

  1. Международно-правовые документы:
    • "Конвенция ООН о правах ребенка", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.
    • Программа ЮНЕСКО "Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).
    • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
  2. Федеральный уровень:
    • Конституция РФ;
    • "Об образовании в Российской Федерации" - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
    • "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышан-ным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реаль-ных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в специальной литературе - дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;
  • компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
  • повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
  • тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
  • адаптивная образовательная среда - доступность классов и других по-мещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
  • адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
  • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.