Мероприятия раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся

Социально-психологическое тестирование образовательных организаций

Ежегодно во всех образовательных организациях Российской Федерации проводится социально-психологическое тестирование, основными задачами которого являются:

  • выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;
  • организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление ПАВ;

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2021 года № 784 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования".

Процедура социально-психологического тестирования – это классический опрос. Учащиеся отвечают на вопросы теста в онлайн режиме, в компьютерном классе своей образовательной организации.

В ходе тестирования каждый обучающийся, заполняет анонимную анкету в режиме он-лайн, доступ к ней осуществляется по индивидуальному паролю, который сообщает сопровождающий процедуру специалист.

Единая методика социально-психологического тестирования разработана специалистами Московского Центра защиты прав и интересов детей и предназначена для установления индивидуально-психологических особенностей школьников.

Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Она фиксирует качества, регулирующие взаимоотношения личности и социума, такие как потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие негативных установок социума, социальную активность, принятие одноклассниками. А также некоторые индивидуальные особенности поведения: склонность к риску (опасности), импульсивность, тревожность, самоконтроль поведения и т.д.

Тестирование проводится только с теми обучающимися, которые подписали соответствующее информированное согласие. Если обучающемуся менее 15 лет, такое согласие дают родители.

Родители могут получить обобщенную информацию о ситуации в классе от руководителя класса, вопросы также можно задать психологу школы на индивидуальной консультации.

Каждый обучающийся может обратиться за подробной информацией о результатах тестирования к психологу школы.

Важно понимать, что СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать подростков от первых "экспериментов" с психоактивными веществами, выявить те черты характера, которые в дальнейшем могут привести к формированию зависимого поведения. Это инструмент так называемой первичной профилактики, часть большой комплексной, системной работы по формированию привития навыков здорового образа жизни у подростков.